Реальные доходы населения в России снижаются последние четыре года.
В совокупности падение составило 11% (-0,7% в 2014; -3,2% в 2015; -5,8% в 2016 и -1,7% в 2017).
Посмотрим, на чём стали экономить домохозяйства, сопоставив изменение структуры их потребрасходов в докризисном 2013 и “кризисном” 2016 годом.
?Если доля расходов по какой-либо категории росла – на этом товаре или услуге не экономят даже в сложных обстоятельствах. Если снизилась – экономят в первую очередь.
?Табачные изделия: доля в расходах с 2013 года +41% до 1,3%. Спрос на наркотические средства, как говорят экономисты, «неэластичен по цене».
?Услуги по организации досуга: доля в расходах +24% до 1,7%. Скорее всего, сказалась олимпиада и расцвет букмекерского бизнеса.
?Продукты питания: доля в расходах +17% до 32,3%. На еде сложно экономить, тем более цены поддержало продэмбарго и удорожание импорта вслед за ослаблением рубля.
?ЖКХ: доля в расходах +8% до 11,3%. Эффект монополизированной сферы.
?Медикаменты и медоборудование: доля в расходах +7% до 2,2%. На лекарствах сложно экономить, сказывается старение населения.
?Алкогольные напитки: доля в расходах +2% до 1,7%. В отличие от табачных изделий рост почти незаметен – алкоголь проще изготавливать в домашних условиях. Впрочем, потребление тоже снижается.
?Покупка транспортных средств: доля в расходах -53% до 4,3%. В кризис обычно экономят на товарах длительного пользования. Повлияли высокие ставки по автокредитам и слабый рубль.
?Цифровая техника: доля в расходах -40% до 0,9%. Экономия, высокие ставки по беззалоговым кредитам и слабый рубль.
?Предметы домашнего обихода: -20% до 2,8%. Желание сэкономить, высокие ставки по ипотечным кредитам и слабый рубль.
?Образование: -16% до 0,8%. В России инвестиции в образование дают меньше отдачи, чем в других странах.
?Бытовая техника: -9% до 1,2%. Желание сэкономить, высокие ставки по ипотечным кредитам и слабый рубль.
?Связь: -2% до 3,3%. Переход на более дешевые тарифы и усиление конкуренции среди мобильных операторов.
Росстат: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_12kv.doc